Обществоведение по-немецки

В Мюнстере (Германия) есть такой проект, когда от местной ЛГБТ-организации ходят по школам, просвещать школьников о теме гомосексуальности.

Не в смысле сексуального просвещения, а как работа со стереотипами и против дискриминации. Входит эта тема в обычный учебный план, и школы предпочитают пригласить специалистов.

Регина Эльснер из организации русскоязычных ЛГБТ в Германии QUartEERa сходила в восьмой класс обычной школы и теперь делится впечатлениями:

«Думаю, что подобные проекты практически везде в Германии есть. Вот и я туда собиралась, недавно узнала, что им не хватает девушек, а поскольку ходят по школам всегда вдвоем – один гей и одна лесбиянка – геям тяжело объяснить подросткам, как чувствует себя лесбиянка… На этой неделе состоялся мой первый визит, хочу поделиться концепцией, и впечатлениями…

Школа была обычная так называемая „общая школа“ (Gesamtschule), 8 класс, 31 человек, учитель не участвует, у нас было 3 урока, т.е. 135 минут. Обычно занятие выглядит так, но есть и вариации, разные дополнительные методики, в зависимости от возраста и профиля группы.

1. Сначала приветствие, короткое представление участников, озвучиваются общие правила (что говорят все только по очереди, что над вопросами друг-друга смеяться не надо, потому что глупых вопросов не бывает, что мы никого не хотим (пере)убедить, что каждый может/имеет право остаться и после занятия при своем мнении).

2. На ватман пишется табличка «типичный мальчик / типичная девочка», мальчикам предлагается озвучить типичные характеристики девочек, девочкам – мальчиков: характер, одежду, привычки и т.д.. Сначала без комментариев.

3. На втором листе ватмана пишем табличку «типичный гей / типичная лесбиянка». опять же предлагается перечислить все, что им свойственно: те же характер, одежда, поведение, секс и т.д. (столбик про лесбиянок, кстати, обычно пустует…)

4. Начинаем комментировать.

Посмотрите на первую табличку: девушки, насколько вам лично соответствует эта картина? – Оооо, нет, это совсем не мы, не все девушки любят краситься, не все хихикают без остановки и т.п. – Мальчики, а вам вот эта картина как? – Оооо, нет, это все не про нас, не все ведь любят футбол, и есть мальчики, которые иногда моются… – Тогда смотрите на вторую табличку: как вы думаете, соответствует ли нарисованная нами картина геев и лесбианок их реальным представителям? – Нуууу, наверное тоже как-то не очень. …А я знаю гея, у которого нет женской походки. …А я знаю лесбианку, которая очень даже любит краситься…

5. Играем в «Да-Нет»: комната делится пополам, на одной стороне находится ответ «Да», на другой — «Нет». На каждый заданный вопрос класс вынужден делиться на две неравные части. Вопросы кажутся вначале легкими, а в дальнейшем становятся все более личными: У меня есть брат/сестра?… Мои родители не живут вместе?…Я уже влюблялся/влюблялась?… Мне уже приходилось плакать от любви?… Я уже пробовал/а траву?… Я уже не девственница?… и т.п… Последний вопрос: Не налгал/а ли я во время игры хотя бы раз? На последнем вопросе большинство переходит на «Да»…

6. Комментируем: А почему приходится лгать? – ну не хочется, чтобы потом сплетничали, не хочется насмешек, стыдно быть в меньшинстве… – А как думаете, легко ли признаться, что ты гей/лесбианка? – …мда, неприятно быть в этом случае в меньшинстве… но это же не плохо, быть таким, это же нормально… и важно же быть все-таки честным, не стесняться… – а как бы это восприняли в вашей школе, или в вашем классе? – нуууу, без проблем, конечно… может быть немножко бы сплетничали… но вообще-то ничего такого…

7. Делимся на маленькие группы, каждая группа получает по 4 вопроса, вопросы предлагается обсудить, а ответ записать. Вопросы самые разные, наиболее интересные из них: Как вы думаете, каков процент геев/лесбиянок в обществе? Имеют ли геи/лесбианки в нашей стране право на брак? … на усыновление? Где знакомятся геи/лесбианки ? Что такое «coming out»? Должен ли учитель, если он/она гей/лесбианка, объявлять о своей ориентации? Как возникает гомосексуальность в человеке? Кого из известных вам личностей был геем/лесбианкой?… Ответы обсуждаем все вместе, в процессе проясняются разные моменты. Из самого показательного: подростки думают, что гомосексуальных людей как минимум 30% населения. Переносим это на их класс: значит 10 человек? – неееет! А в школе тогда примерно 150? – никогдаааа! Ладно 20… По статистике гомосексуальны процентов 8 везде и всегда, значит в вашем классе 1 или 2 человека – нуууу, это вполне возможно… Второй интересный момент: У них полное удивление, что нет брака и права на усыновление в Германии. „А почему нет? Это же не честно!“… Высказывалось и мнение, что дети с двумя мамами или папами должны страдать от нехватки родителя другого пола – а на вопрос, что же тогда с детьми в неполных семях, ответа не нашли и задумались… И третий интересный момент: из 31 — 5 признали, что «наверно мои родители меня бы убили, если бы признал/а им о своей гомосексуальности…», а примерно 7 сказали, что со своими родителями это было бы совсем без проблем, потому что «они и так очень открыто со мной говорят о сексе и т.п.»…

8. Последное: предлагаем взять бумагу и написать все-все-все вопросы, которые еще остались. Можно, конечно, писать анонимно, обещаем ответить на все вопросы, даже личные – мы предлагаем спросить именно у НАС, как это было, как мы это в себе поняли, как приняли. Надо отметить, что до этого момента они вовсе и не были в курсе, что мы сами геи и лесбиянки! И до них это в этот момент очень эффектно доходит. Они были очень удивлены: как же так, ВЫ? Вы же совсем не похожи на них… И тут мы возвращаемся еще раз к табличке со стереотипами, приходится признать им на практике, что стереотипы не соответствуют. И они засыпают нас вопросами. На самом деле было много вопросов о сексе (возраст и т.д.), а других вопросов не очень много. Мы старались им дать понять, что любовь – это не (только) секс, и что секс – это намного больше чем механическое «что-то засунуть куда-то»… Им было можно спрашивать буквально что угодно, мы были готовы ответить на любые вопросы. Говорили о coming out, о том, как мы поняли, что мы «такие». О том, как реагировали родители и друзья, есть ли в данный момент партнер и т.п.

Информации о проекте на немецком можно найти здесь: schlau-nrw.de

От своих коллег узнала, что по меньшей мере раз в году их приглашают в районный образовательный центр, где в основном люди с русскими корнями — это их самый тяжелый день в году, потому что с ними работать как с бетонной стенной. А еще сложная группа — высшие классы гимназии: они точно знают, что надо ответить и «как правильно», но внутренние стереотипы зашкаливают, как только один из «наших» к ним приближается…

quarteera.de/blog/
facebook.com/pages/Quarteera